Основные риски
Итак, перейдем сразу к делу.
Фазовая стабильность смесей метанола с бензинами
Основной риск — расслоение и помутнение смеси стабилизированного метанола с бензином, но предотвратить его, впрочем, достаточно легко. Требуется всего лишь надежный поставщик с качественным продуктом и дисциплина на АЗС или нефтебазе, где осуществляется хранение.
Почему важен надежный поставщик: во-первых, продукты такого поставщика правильно стабилизированы и подтверждают заявленную устойчивость к воде, то есть не будет неожиданностей; во-вторых, такой поставщик понимает, что с понижением температуры окружающего воздуха, устойчивость стабилизированного метанола к воде падает и уже в октябре начинает повышать содержание стабилизаторов в своих продуктах, чтобы при тех же условиях хранения не произошло неприятных случаев; в-третьих, хороший поставщик всегда имеет в своем штате специалистов, которые способны быстро разрешить нештатную ситуацию, дав экспертную консультацию и предотвратив возможные убытки покупателя.
Теперь перейдем к дисциплине. Основные причины расслоения смеси стабилизированного метанола и бензина в том, что емкости и резервуары всегда собирают из атмосферного воздуха конденсат через дыхательные клапаны, особенно при большой разнице дневных и ночных температур, а также подтоварная вода, которая со временем образуется из того самого конденсата. В результате, метанол в составе смеси с бензином, будучи по своей природе гидрофильным, вбирает в себя подтоварную воду, а большой объем хранения позволяет вобрать достаточно большое количество подтоварной воды. И при отсутствии контроля за подтоварной водой, она продолжает вбираться метанолом, постепенно доходя до критической концентрации, когда стабилизатор в составе метанола уже не может поддерживать целостность смеси и происходит помутнение и расслоение. С образованием конденсата ничего не поделаешь, но вот вовремя избавляться от подтоварной воды — это вполне реально, достаточно включить данный пункт в должностную инструкцию персонала. При температуре ниже точки застывания воды, подтоварная вода уже не влияет на метанол, поскольку превращается в лед, однако при потеплении, когда лед вновь становится водой, требуется возобновление контроля.
Кроме всего вышесказанного, добавлю немного про отрицательные температуры и поведение смесей стабилизированного метанола с бензином. Итак, при наступлении холодов и постепенного остывания смеси в емкостях и резервуарах до таких же отрицательных значений, значительно сдвигается точка помутнения, а также расслоения. Если поставщик решил сэкономить и положил меньше стабилизатора, чем требуется в данное время года, значит продукт, который вел себя стабильно, пока действовали плюсовые температуры, скорее всего помутнеет и даже расслоится, поскольку упадет способность стабилизированного метанола удерживать воду. Мы, имея большой, многолетний опыт производства и поставок в самые различные климатические регионы, всегда учитываем этот нюанс и не только с наступлением холодов увеличиваем содержание стабилизаторов в метаноле, что значительно снижает точку помутнения и расслоения, но и таким образом создаем рецептуры наших продуктов, чтобы они были способны к самостабилизации без дополнительных реагентов, что сильно облегчает жизнь нашим покупателям в случае нештатных ситуаций, с которыми они иногда сталкиваются (например халатность персонала, который не проследил содержание подтоварной воды, либо случайное попадание большого количества воды в емкость).