Пределы насыщения топливных смесей при повышении октановых чисел и чувствительность бензинов
Вопреки сложившемуся мнению, при добавлении антидетонаторов (высокооктановых добавок) в бензины повышение октановых чисел не будет линейным, то есть падает при увеличении процента добавления, постепенно снижаясь, практически до нуля. Наиболее эффективен прирост в бензинах с низкими октановыми числами, что обусловлено достаточно сложными физико-химическими процессами, на сути которых мы не будем здесь останавливаться, это тема для отдельной статьи, ориентированной на специалистов. Попробуем сформулировать максимально просто: чем ниже октановое число исходного бензина до добавления антидетонаторов (высокооктановых добавок), тем эффективнее будет прирост октановых чисел при добавлении одного и того же количества антидетонаторов, по сравнению с высокооктановыми бензинами. При этом одними оксигенатными (кислородсодержащими) антидетонаторами крайне трудно довести низкооктановые бензины до высокооктановых (с октановым числом по исследовательскому методу (ОЧИ) 92 и выше), поэтому производители в прошлом добавляли в бензины такие добавки, как монометиланилин (ММА), тетраэтилсвинец (ТЭС), дициклопентадиенил железа (II) (Ферроцен), либо метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца (MMT).
Одновременно, с ростом октановых чисел бензинов и увеличением процента добавления антидетонаторов, растет и чувствительность бензина (разница между ОЧИ и ОЧМ) к работе двигателя, а чем она больше, тем ниже антидетонационная стойкость бензина. Причем чувствительность зависит, например, от состава бензина. Наиболее чувствительными (от 8 до 12 очков), являются бензины, произведенные по технологиям каталитического крекинга или реформинга, содержащие в своем составе большое количество непредельных ароматических углеводородов. Наименее чувствительными (от 1 до 3 очков) — прямогонные и алкилированные бензины, состоящие, преимущественно, из парафиновых и изопарафиновых углеводородов. Если сказать максимально просто, то бензины с низкой чувствительностью, одинаково работают и в тяжелом "моторном" режиме работы двигателя и в исследовательском "городском" режиме, иначе говоря, такой бензин нечувствителен к режимам работы, обеспечивает стабильную работу двигателя и всегда выдает требуемую мощность, без провалов.