Top.Mail.Ru
 
Применение метанола в бензиновых смесях. Часть 2.
Вторая часть статьи рассказывает о том, как присадки на основе метанола поднимают октановое число бензиновых смесей, про давление насыщенных паров таких смесей, о том как уменьшается объем вредных веществ в выхлопных газах и касается других важных вопросов.
Пределы насыщения топливных смесей при повышении октановых чисел и чувствительность бензинов

Вопреки сложившемуся мнению, при добавлении антидетонаторов (высокооктановых добавок) в бензины повышение октановых чисел не будет линейным, то есть падает при увеличении процента добавления, постепенно снижаясь, практически до нуля. Наиболее эффективен прирост в бензинах с низкими октановыми числами, что обусловлено достаточно сложными физико-химическими процессами, на сути которых мы не будем здесь останавливаться, это тема для отдельной статьи, ориентированной на специалистов. Попробуем сформулировать максимально просто: чем ниже октановое число исходного бензина до добавления антидетонаторов (высокооктановых добавок), тем эффективнее будет прирост октановых чисел при добавлении одного и того же количества антидетонаторов, по сравнению с высокооктановыми бензинами. При этом одними оксигенатными (кислородсодержащими) антидетонаторами крайне трудно довести низкооктановые бензины до высокооктановых (с октановым числом по исследовательскому методу (ОЧИ) 92 и выше), поэтому производители в прошлом добавляли в бензины такие добавки, как монометиланилин (ММА), тетраэтилсвинец (ТЭС), дициклопентадиенил железа (II) (Ферроцен), либо метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца (MMT).

Одновременно, с ростом октановых чисел бензинов и увеличением процента добавления антидетонаторов, растет и чувствительность бензина (разница между ОЧИ и ОЧМ) к работе двигателя, а чем она больше, тем ниже антидетонационная стойкость бензина. Причем чувствительность зависит, например, от состава бензина. Наиболее чувствительными (от 8 до 12 очков), являются бензины, произведенные по технологиям каталитического крекинга или реформинга, содержащие в своем составе большое количество непредельных ароматических углеводородов. Наименее чувствительными (от 1 до 3 очков) — прямогонные и алкилированные бензины, состоящие, преимущественно, из парафиновых и изопарафиновых углеводородов. Если сказать максимально просто, то бензины с низкой чувствительностью, одинаково работают и в тяжелом "моторном" режиме работы двигателя и в исследовательском "городском" режиме, иначе говоря, такой бензин нечувствителен к режимам работы, обеспечивает стабильную работу двигателя и всегда выдает требуемую мощность, без провалов.
Давление насыщенных паров (ДНП) в бензинах при добавлении метанола

Один из важнейших показателей бензина, определяющих его пусковые свойства — давление насыщенных паров. Если максимально упростить, то чем ниже температура окружающей среды, при которой эксплуатируется автомобиль, тем больше низкокипящих фракций должно быть в бензине, чтобы его паров было достаточно для воспламенения внутри камеры сгорания двигателя, ведь при их недостатке автомобиль просто не заведется (экспериментально установлено, что такое произойдет при значении давления насыщенных паров бензина ниже 34 кПа). В связи с этим думаю, для многих станет новостью, что бензины как и дизельное топливо могут быть летними, зимними, а иногда и межсезонными (на самом деле существует 10 классов бензина, для различных климатических регионов применения). Диапазон значений давления насыщенных паров для различных классов бензина варьируется от 45 до 100 кПа.

Вот тут и проявляется одна из проблем применения чистого метанола в бензинах, поскольку у такой смеси значительно повышается давление насыщенных паров, приводя "зимний" вариант бензина к значениям "летнего" по данному показателю, а в "летнем" вызывая паровые пробки, что крайне опасно. Поэтому профессионалы в отрасли производства высокооктановых добавок на основе метанола проводят масштабные исследования и разрабатывают на основе результатов особые многокомпонентные смеси, применение которых с бензинами не оказывает эффекта на давление насыщенных паров, либо такое влияние крайне незначительно и не выводит бензины из своего климатического класса по данному параметру. На российском рынке менее 5% компаний-производителей подходят к разработке высокооктановых добавок через научные исследования с опытно-промышленными испытаниями и еще меньшее количество компаний способны разработать разные наименования и марки под различное сырье заказчиков, а также оказать консультации и сопровождать применение своих продуктов, почти всегда дистанцируясь в случае любых возникших на стороне заказчика проблем.
Повышение экологичности и улучшение моющих свойств бензинов при применении оксигенатных добавок

Текст.
Кирилл Лазарев
Копирование и иное применение текста статьи
без разрешения автора запрещено. ©